Ответы на вопросы журнала "Эксперт" для подготовки статьи "Агенты влияния"
Вопросы: Лариса Кращенко (РА "Эксперт")
Ответы: Соболев Максим (ЗАО "Евроменеджмент")
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях, существующих в этом направлении на сегодняшний день на российском рынке.
Ответ: На данный момент все больше Заказчиков переходят от отдельных услуг по оценке, подбору и обучению персонала к построению комплексных систем управления персоналом. Под кадровым аудитом уже понимают не просто оценку персонала, но и оценку технологий управления персоналом. И это на самом деле приятно слышать от Заказчков, потому что это соответствует нашему подходу оказания консультационных услуг. Такое изменение в потребности Заказчиков обусловлено тем, что он уже не только хочет получить, например, качественную услугу по оценке персонала, но и грамотно использовать ее результаты. А это невозможно, если, например, оценка персонала проводится без наличия паспорта рабочего места, в котором должны быть указаны те же структурированные требования к знаниям, навыкам и умениям. Получается фактически только личностная оценка. То же самое и при оценке результатов труда - без наличия системы ключевых показателей эффективности деятельности трудно "на коленке" разработать критерии оценке. Именно поэтому заказчики озабочены тем, чтобы связать этот клубок в единую систему. Естественно, что порой у них нет осознания того, что нужно сделать, и сколько это стоит. Над этим тоже приходится работать.
Вопрос: На Ваш взгляд, какие виды услуг наиболее востребованы на рынке. В том числе при обращении в Вашу компанию в прошедшем полугодии. И почему именно эти услуги пользовались наибольшим спросом?
Ответ: По-прежнему довольно востребованной остается услуга по оценке персонала. Но в последнее время она часто "обрастает" дополнительными услугами, например такими как разработка модели компетенций руководителя среднего звена, соответствующего конкретной компании. Зачастую запрос звучит как разработка системы оценки и/или обучения персонала. Возросший интерес именно к комплексному подходу создания службы по управлению человеческими ресурсами объяняется тем, что большинство руководителей постепенно осознают необходимость серьезной работы с персоналом. И когда мы говорим о постановке какой-либо подсистемы управления без консультантов трудно обойтись. А поддержание и изменение возможно силами собственных специалистов, которых мы учим и сопровождаем методологическими материалами. В последнее время также увеличились обращения по вопросу оптимизации численности персонала. Реализовав несколько удачных проектов на одном из промышленных предприятий в Подмосковье и в нефтяной компании среднего размера мы опробовали различные технологии оценки оптимальности численности и можем предлагать данную услугу Заказчикам с использованием различных технологий, наиболее подходящих подходящим под их потребность и возможности. Причиной роста таких обращений является необходимость снижения издержек, как правило новыми собственниками бизнеса. Отрадным является тот факт, что новые собственники осознают всю остроту вопроса и используют рекомендации консультантов для грамотного решения данной проблемы.
Вопрос: Кто предъявляет основной спрос на эти услуги? Если можно назовите клиентов и интересные проекты.
Ответ: Помимо уже упоминавшихся проектов, основные Заказчики - это несколько крупных промышленных компаний из электроэнергетики, нефтегазовой отрасли, металлургии. Однако есть интересные проекты и с торговыми предприятиями, крупными дистрибьютерами и деревообрабатывающим комбинатом. На данный момент ведутся переговоры с крупным региональным банком и серьезным игроком на рынке мясоперерабатывающей промышленности. Если попытаться проанализировать структуру спроса, то в последнее время проблемами системы управления персоналом интересуются не только крупные организации, но и средний бизнес.
Вопрос: Изменился ли спрос на услуги Вашей компании и требования самих клиентов за последние два года и с чем это связано?
Ответ: Спрос на услуги растет, и это можно увидеть в том числе и из рейтингов. Естественно, что и требования наших клиентов изменяются. Крупным промышленным предприятиям - нашим постоянным клиентам требуются услуги все более высокого класса. Например, что касается системы управления персоналом, то сейчас идут работы по автоматизации данной подсистемы сразу в нескольких региональных АО-энерго. Вообще же требования Заказчиков можно условно разделить на 2 группы: первая группа это те, которые желают получить побольше и подешевле, вторая - у которой в процессе получения качественных консультационных услуг открываются новые потребности. С первой мы стараемся работать через публикации и профилактические работы, со второй - через ужесточение договорных отношений или через заключение дополнительных договоров.
Резюмируя можно отметить тот факт, что многие крупные предприятия пытаются самостоятельно применять последние технологии управления персоналом, и не только. И мы всегда с радостью идем им навстречу, диагностируя, проектируя и внедряя новую систему, попутно обучая персонал новым технологиям. К сожалению, иногда самостоятельность принимает крайние формы и компании пытаются получить все возможные технологии бесплатным путем. И это заставляет нас иногда пересматривать преддоговорные условия работы, что в общем негативно отражается на рынке.
«Эксперт», № 33, 2003
|